Форум «Коми мир» в 2024 году прошел в третий раз под названием «Народы коми: история, культура, сотворчество».
Цель мероприятия: популяризация культуры коми народов, сохранение языков и традиционной культуры представителей разных этнических групп коми народов, взаимообмен коллективов самодеятельного творчества, мастеров ДПИ, писателей.
В форуме приняли участие представители сфер образования, культуры, научного сообщества, общественных организаций из Пермского края, Республики Коми, Кировской области, г.Москвы, г.Сочи. В рамках работы форума состоялась работа секций по образованию и культуре, прошли семинар по коми-пермяцкой лексикографии, лекторий по коми-пермяцкому языку и литературе, мастер-классы, лаборатории, показ кукольных спектаклей, деловые и творческие встречи.
Общее количество участников мероприятия 2625 чел., в том числе участников 232, зрителей 2393 чел.
I. Секции.
1) «Сохраняем, обучаем, воспитываем». Опыт работы образовательных учреждений в сфере этнокультурного образования.
Прозвучало 10 выступлений учителей образовательных организаций (школ и детских садов), учреждений дополнительного образования. Темы докладов: Этнокультурное образование в условиях учреждения дополнительного образования; Взаимодействие школы и семьи по вопросам формирования этнокультурной идентичности; Игротека. Из опыта работы гимназии искусств Республики Коми по популяризации коми языка и культуры; Настольные игры как часть заполнения образовательного пространства из опыта работы Кекурского учит.дома; Сотрудничество детского сада и семьи в рамках тематической недели" День коми-пермяцкого языка и культуры" Опыт д/с №22 и д/с 19 г.Кудымкара; Использование этнокультурного компонента во внеурочной деятельности путём создания детских творческих объединений».
2) «Креативно, познавательно, полезно». Этнокультурные проекты в сфере культуры. Лучшие практики.
На площадке прозвучало 11 интересных сообщений докладчиков из Кудымкара, с. Кочёво, г.Сочи и Сыктывкара. Темы: как сохранить народную культуру, язык, ремесла вместе с молодыми и для молодых; о социокультурной трансформации народной традиции коми-пермяков по изготовлению деревянной куклы; современные медиаформы работы с молодёжью на примере создания серии короткометражных фильмов «Дона му»; из опыта реконструкции рогатого кокошника Чердынского уезда Пермской губернии конца XIX – начала ХХ вв.; сохранение и развитие народных художественных ремёсел Республики Коми через креативные индустрии; Успешные кейсы Пушкинской карты (из опыта работ Коми-Пермяцкого этнокультурного центра); Опыт Коми-Пермяцкого окружного архива в деле популяризации архивных документов; Семейные обычаи и обряды коми-пермяков в музыкально-хореографическом спектакле «Вöралисьлöн висьттэз» (Былички охотников).
3) «Коми-пермяцкая лексикография: тӧн и талун (вчера и сегодня)».
Семинар учёных-лингвистов по составлению русско-коми-пермяцкого словаря. Состоялось обсуждение по составлению русско-коми-пермяцкого словаря
II. Научно-популярный лекторий с участием учёных-лингвистов из Республики Коми и Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
1. «Зюздинские пермяки: вопросы сохранения и нормирования языка». Федосеева Елена Николаевна, к.филол.н., г. Сыктывкар
2. Лексика родства, свойства и неродственных отношений у коми-пермяков. Утева Любовь Валерьевна, к.филол.н., Кочёвский МО, Пермский край
3. Особенности языка произведений С.Федосеева. Попова Римма Павловна, к.филол.н., г. Сыктывкар
4. Словарь Ф. Волегова как исторический документ. Меркушева Татьяна Николаевна, к.филол.н., г. Кудымкар Пермский край
III.Музыкальный перформанс с участием ансамбля коми-пермяцкой песни «Ниримдор» (Кировская область).
Выступление коллектива на коми-зюздинском диалекте коми-пермяцкого языка проходило в фойе в виде перформанса, с привлечением зрителя в процесс исполнения песен, танцев, игр.
IV. Презентация фильма «Женщина-охотница» (2023г.), режиссёр Надежда Захарова (г.Москва).
На презентации фильма присутствовала героиня фильма, жительница п.Жемчужный Гайнского МО Златина Надежда Прокопьевна. После фильма состоялся небольшой диалог с обсуждением фильма, съемочных моментах, философских размышлениях о судьбе целого народа, его традиционного жизненного уклада.
V. Мастер-класс по драматургии «Как текст оживает на сцене? (Теория драматургии и практика воплощения текстов на сцене)».
Мастер-класс драматурга и либреттиста Наталии Макуни из г. Москвы был проведен для писателей и сценаристов, представителей театральных кружков, работников культуры (режиссеров и сценаристов). Были поиски ответов на вопросы: что такое театральный текст и чем он отличается от литературного? Как "запустить сердце" театрального действия и не дать ему остановиться? Как создать многогранных персонажей и научить их говорить своим голосом?
Как править собственные тексты и довести их до идеала? Как управлять вниманием зрителя и почему писать пьесы - это сложно, но не так страшно?
VI. Три концерта и частушечный баттл.
1) Концерт в с. Белоево Кудымкарского МО с участием ансамбля «ВеСеляночка» (Белоевский СКДЦ) и ансамбля «Гажа гуляночка» (г.Сыктывкар).
2) Концерт в с. Юсьва с участием ансамбля «Горадзуль» (г. Чайковский), ансамбля коми-пермяцкой песни "НИРИМДОР" (Кировская область), и ансамблей «Рябинушка» и «Песни Пармы» Юсьвинского КДЦ.
3) Частушечный баттл «Гажа туй» в г.Кудымкаре.
4) Концерт ансамбля «Гажа гуляночка» (г.Сыктывкар) на Закрытии форума.
VII. Лаборатория по созданию кукол из дерева и папье-маше для кукольного спектакля «Пера и Зарань», ведущие - мастера-кукольники Мария Кошман и Роман Соколовский (г.Сочи). Показ кукольных спектаклей «Пера и Зарань» и «Лягушка-путешественница».
Фотоальбом
Цель мероприятия: популяризация культуры коми народов, сохранение языков и традиционной культуры представителей разных этнических групп коми народов, взаимообмен коллективов самодеятельного творчества, мастеров ДПИ, писателей.
В форуме приняли участие представители сфер образования, культуры, научного сообщества, общественных организаций из Пермского края, Республики Коми, Кировской области, г.Москвы, г.Сочи. В рамках работы форума состоялась работа секций по образованию и культуре, прошли семинар по коми-пермяцкой лексикографии, лекторий по коми-пермяцкому языку и литературе, мастер-классы, лаборатории, показ кукольных спектаклей, деловые и творческие встречи.
Общее количество участников мероприятия 2625 чел., в том числе участников 232, зрителей 2393 чел.
I. Секции.
1) «Сохраняем, обучаем, воспитываем». Опыт работы образовательных учреждений в сфере этнокультурного образования.
Прозвучало 10 выступлений учителей образовательных организаций (школ и детских садов), учреждений дополнительного образования. Темы докладов: Этнокультурное образование в условиях учреждения дополнительного образования; Взаимодействие школы и семьи по вопросам формирования этнокультурной идентичности; Игротека. Из опыта работы гимназии искусств Республики Коми по популяризации коми языка и культуры; Настольные игры как часть заполнения образовательного пространства из опыта работы Кекурского учит.дома; Сотрудничество детского сада и семьи в рамках тематической недели" День коми-пермяцкого языка и культуры" Опыт д/с №22 и д/с 19 г.Кудымкара; Использование этнокультурного компонента во внеурочной деятельности путём создания детских творческих объединений».
2) «Креативно, познавательно, полезно». Этнокультурные проекты в сфере культуры. Лучшие практики.
На площадке прозвучало 11 интересных сообщений докладчиков из Кудымкара, с. Кочёво, г.Сочи и Сыктывкара. Темы: как сохранить народную культуру, язык, ремесла вместе с молодыми и для молодых; о социокультурной трансформации народной традиции коми-пермяков по изготовлению деревянной куклы; современные медиаформы работы с молодёжью на примере создания серии короткометражных фильмов «Дона му»; из опыта реконструкции рогатого кокошника Чердынского уезда Пермской губернии конца XIX – начала ХХ вв.; сохранение и развитие народных художественных ремёсел Республики Коми через креативные индустрии; Успешные кейсы Пушкинской карты (из опыта работ Коми-Пермяцкого этнокультурного центра); Опыт Коми-Пермяцкого окружного архива в деле популяризации архивных документов; Семейные обычаи и обряды коми-пермяков в музыкально-хореографическом спектакле «Вöралисьлöн висьттэз» (Былички охотников).
3) «Коми-пермяцкая лексикография: тӧн и талун (вчера и сегодня)».
Семинар учёных-лингвистов по составлению русско-коми-пермяцкого словаря. Состоялось обсуждение по составлению русско-коми-пермяцкого словаря
II. Научно-популярный лекторий с участием учёных-лингвистов из Республики Коми и Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
1. «Зюздинские пермяки: вопросы сохранения и нормирования языка». Федосеева Елена Николаевна, к.филол.н., г. Сыктывкар
2. Лексика родства, свойства и неродственных отношений у коми-пермяков. Утева Любовь Валерьевна, к.филол.н., Кочёвский МО, Пермский край
3. Особенности языка произведений С.Федосеева. Попова Римма Павловна, к.филол.н., г. Сыктывкар
4. Словарь Ф. Волегова как исторический документ. Меркушева Татьяна Николаевна, к.филол.н., г. Кудымкар Пермский край
III.Музыкальный перформанс с участием ансамбля коми-пермяцкой песни «Ниримдор» (Кировская область).
Выступление коллектива на коми-зюздинском диалекте коми-пермяцкого языка проходило в фойе в виде перформанса, с привлечением зрителя в процесс исполнения песен, танцев, игр.
IV. Презентация фильма «Женщина-охотница» (2023г.), режиссёр Надежда Захарова (г.Москва).
На презентации фильма присутствовала героиня фильма, жительница п.Жемчужный Гайнского МО Златина Надежда Прокопьевна. После фильма состоялся небольшой диалог с обсуждением фильма, съемочных моментах, философских размышлениях о судьбе целого народа, его традиционного жизненного уклада.
V. Мастер-класс по драматургии «Как текст оживает на сцене? (Теория драматургии и практика воплощения текстов на сцене)».
Мастер-класс драматурга и либреттиста Наталии Макуни из г. Москвы был проведен для писателей и сценаристов, представителей театральных кружков, работников культуры (режиссеров и сценаристов). Были поиски ответов на вопросы: что такое театральный текст и чем он отличается от литературного? Как "запустить сердце" театрального действия и не дать ему остановиться? Как создать многогранных персонажей и научить их говорить своим голосом?
Как править собственные тексты и довести их до идеала? Как управлять вниманием зрителя и почему писать пьесы - это сложно, но не так страшно?
VI. Три концерта и частушечный баттл.
1) Концерт в с. Белоево Кудымкарского МО с участием ансамбля «ВеСеляночка» (Белоевский СКДЦ) и ансамбля «Гажа гуляночка» (г.Сыктывкар).
2) Концерт в с. Юсьва с участием ансамбля «Горадзуль» (г. Чайковский), ансамбля коми-пермяцкой песни "НИРИМДОР" (Кировская область), и ансамблей «Рябинушка» и «Песни Пармы» Юсьвинского КДЦ.
3) Частушечный баттл «Гажа туй» в г.Кудымкаре.
4) Концерт ансамбля «Гажа гуляночка» (г.Сыктывкар) на Закрытии форума.
VII. Лаборатория по созданию кукол из дерева и папье-маше для кукольного спектакля «Пера и Зарань», ведущие - мастера-кукольники Мария Кошман и Роман Соколовский (г.Сочи). Показ кукольных спектаклей «Пера и Зарань» и «Лягушка-путешественница».
Фотоальбом