ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО НАРОДа
Пермский рогатый кокошник
Паспорт объекта и справочная информация
Наименование объекта
Технология изготовления традиционного коми-пермяцкого и русского женского головного убора – пермского рогатого кокошника
Краткое описание
Пермский рогатый кокошник – повседневный и праздничный головной убор замужних женщин, входящий в комплексы традиционного женского народного костюма юрлинских и чердынских русских, коми-язьвинцев, кочёвско-косинских и лупьинских коми-пермяков. Он представляет собой односоставный головной убор преимущественно красного цвета на твёрдой основе - с декорированной перламутром (бисером) твёрдой налобной частью серповидной формы и мягкой тыльной частью. Головной убор имеет своеобразную форму и манеру ношения.

В Коми-Пермяцком округе сохраняется технология изготовления кокошника, ею владеют современные мастера.

В настоящее время этот головной убор используется в сценических костюмах фольклорных коллективов Коми-Пермяцкого округа и Коми-Пермяцкого профессионального ансамбля песни и танца «Шондiбан» (Лик Солнца).
ОНКН Категория
Техники и технологии – Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом
Этническая принадлежность
Коми-пермяки, русские
Конфессиональная принадлежность
Православие
Язык
Коми-пермяцкий, русский
География, место бытования
Юрлинский, Гайнский, Кочёвский, Косинский районы Коми-Пермяцкого округа Пермского края, Чердынский и Красновишерский районы Пермского края
История выявления и фиксации объекта
Пермский рогатый кокошник известен как повседневный и праздничный женский головной убор коми-пермячек и русских Северного Прикамья с конца XVIII века. Головной убор широко бытовал до 1930-ых гг., до перехода крестьянского населения со своедельной одежды на покупную. Головной убор, его локальные варианты, способ изготовления и ареал бытования были впервые описаны лесоводом, этнографом А. Ф. Теплоуховым в 1916 году. Как элемент народного костюма коми-пермяков головной убор описан в трудах этнографов В. Н. Белицер и Г. Н. Чагина. В музейных собраниях Российской Федерации хранятся более 90 головных уборов, а также фотографический материал конца XIX – начала XX вв, позволяющий определить особенности декорирования кокошника и манеру ношения в разных локальных группах коми-пермяков и русских Пермского края.

Библиография
  1. Теплоухов А.Ф. Женские головные уборы пермяков и их отношение к головным уборам местного населения. Ежегодник Пермского Губернского Земства. Вып. 2. Пермь, 1916. – 374 с : ил.
  2. Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. - Praha : Ceska graficka Unia, 1927.
  3. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми ХIX – начало XX века. М., 1958 г.
  4. Крестьянская одежда населения европейской России. (XIX - начало XX в.) [Текст] : Определитель / [Лит. обраб. Н. И. Воробьева и А. А. Лебедевой] ; [Отв. ред. А. А. Лебедева] ; М-во культуры РСФСР. Науч.-исслед. ин-т культуры. - Москва : Сов. Россия, 1971. - 365 с.
  5. Традиционные промыслы и ремёсла: альманах. М.: ООО «Издательство «Родникъ», 1997, №3: Л. В. Беловинский. Типология русского народного костюма. 48 с. , 16 таблиц илл.
  6. Федорова Г. А. Традиционный кокошник владимиро-суздальского типа и его вариации на Русском Севере и среди коми-пермяков // Народный костюм и обрядность на Русском Севере: материалы VIII Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2004. С. 267-283.
  7. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.: Н. Соснина, И. Шангина. — СПб.: Искусство—СПБ, 2006. — 400 е., ил.
  8. Чагин Г. Н., Климов В. В., Караваева Л. В. Коми-пермяцкий национальный костюм. Альбом-каталог.Пермь, 2006. – 88с.:ил.
  9. Зверева Ю. В. Русинова И. И., Черных А.В. Традиционный костюм народов Пермского края. Русские. Тематический словарь лексики одежды. СПб. : Изд-во «Маматов», 2019. – 416 с.: ил.
  10. Черных А.В. Коми-пермяки на фотографиях второй половины ХIХ - начала ХХ вв. : этнографический альбом / А. В. Черных ; Администрация губернатора Пермского края, Департамент внутренней политики, Российская академия наук, Уральское отделение, Пермский федеральный исследовательский центр [и др.]. - Санкт-Петербург : Маматов, 2021. - 369, [2] с., [4] л. ил., карт. : ил. ; 30 см. - (Этнографический альбом).
  11. Женский головной убор кокошник / Елена Мадлевская. - Москва: Бослен, 2024. - 336 с.: ил., цв. ил.
Дискография
Фильмография
Технология изготовления традиционного коми-пермяцкого и русского женского головного убора Чердынского уезда Пермской губернии – пермского рогатого кокошника
Рогатый кокошник характерен для чердынских русских, язьвинских, верх-лупьинских (мест. кокошник), кочёвско-косинских (мест. сюра кокошник) коми-пермячек, юрлинских русских (мест. рогатка, рогулька). Головной убор изготавливался по заказу у мастериц. У лупьинских, язьвинских коми-пермяков, чердынских русских кокошник выступал подарком жениха или его матери невесте, будущей жене, впервые женщина надевала его во время свадебного обряда и не снимала до старости. У кочёвских коми-пермяков (с. Большая Коча) кокошник замужняя женщина начинала носить только после рождения ребёнка, показателем статуса молодухи был плат (полотенцеобразный головной убор из белого льняного холста с вышивкой и бахромой). На выход кокошники носили с головными платами, изготовленными в технике браного ткачества (юрлинские русские), или покупными платками и шалями.

Пермский рогатый кокошник типологически может быть отнесён к русским однорогим кокошникам владимирско-ярославского типа. Этнографы считают, что головной убор был заимствован коми-пермяцким населением у русских Пермской губернии. Вероятно, свою форму он приобрел в процессе локализации и преобразования однорогого праздничного кокошника владимирского типа в будничный женский головной убор русских Прикамья. Наиболее ранние образцы кокошника переходной к рогатому формы декорированы золотым шитьем, позументом. При усвоении коми-пермяками и русскими Северного Прикамья изменились как способы и материалы декора, так и форма надлобной части - стала более уплощенной. При этом сохранились конструктивные особенности и некоторые элементы декора. К середине XIX века рогатый кокошник приобрел свою характерную форму, а также приёмы декорирования.

Рогатый кокошник представляет собой односоставный головной убор на твёрдой основе – с твёрдой надлобной частью серповидной формы и мягкой тыльной частью.Кокошник состоит из двух основных частей: декорированного надлобника на каркасе и мягкой тыльной части.
Каркас надлобника изготавливается из нескольких слоёв бересты, которые проклеиваются между собой или простёгиваются.
Лицевая часть надлобника изготавливается из однотонной ткани красного цвета (ситец, х/б, лён, шёлк), по которой выполняется вышивка золотой нитью, перламутром (бисером белого и чёрного цвета, стеклярусом, пуговицами белого цвета).
Тыльная часть состоит из двух одинаковых деталей. Для лицевой стороны используется узорная ткань (парча, «барановский» ситец), для подкладки – неотбеленный лён, пестрядь, набойная ткань, бывшая в употреблении ткань).
В локальных вариантах кокошники дополняются налобником или принизкой, пришитыми ко второму, дополнительному, каркасу. Налобники, характерные для юрлинских русских и части кочёвских коми-пермяков, изготавливаются из узорной ткани и бархата. Принизка, которой дополнялись кокошники коми-язьвинских молодух, выполняется из однотонной ткани красного цвета, сшитой в ленту, к которой пришиваются зёрна перламутра и низки бисера чёрного (тёмно-зелёного, тёмно-синего) цвета.
Современные мастера при изготовлении каркаса чаще всего используют пластик, также применяется проклейка клейстером слоёв ткани (если лицевая часть надлобной части вышивается на раме) или картон. В декоре применяются пластиковые и стеклянные бусины, тесьма, пайетки, стразы и другие современные материалы. Следует отметить большое разнообразие тканей, а также изменения в рисунке декора. При этом форма кокошника сохраняется.

Этапы создания и основные технологические приёмы


Выкройка

Кокошник состоит из двух основных деталей – надлобника на плоском каркасе и задника. Каркас, лицевая часть и подклад изготавливаются по форме 1. Высота центра надлобника (а) не превышает 4 см., ширина «рогов» (б)- не менее 6 см., оголовье (в) измеряется индивидуально. Задник выкраивается по форме 2, верх совпадает с каркасом, высота низа – не менее 25 см.

Изготовление надлобника
Основой лицевой части служит однотонная ткань красного цвета. Лицевая часть может быть изготовлена двумя способами – на раме и без. Если при помощи рамы, то отрез красной ткани, выкроенной по контуру каркаса с припуском на 3 см, наметывается основу рамы. Далее выполняется вышивка. Если без рамы, то фоновая красная ткань наметывается на накрахмаленную плотную ткань.
Декорирование в обоих случаях начинается с закрепления обязательного элемента - окантовки из бумаги - на ткань, далее на края окантовки пришивается вприкреп шнур из золотной нити или бисера. По окантовке пришиваются зерна перламутра (бисер в виде зигзага, прямой вертикальной линии или пуговицы), в зависимости от общего рисунка.
Образовавшиеся поля заполняются ритмическим рисунком из треугольников, ромбов или квадратов, сформированных золотной нитью или бисером. В центре крупных элементов пришиваются зёрна перламутра. Поля могут не заполняться.
Если лицевая часть изготавливается на раме, то каркасом служит проклеенная клейстером вместе с лицевой частью ткань (до 5 мм.) Каркас из бересты изготавливается по форме 1, два-три слоя бересты (вместе до 5 мм.) проклеиваются между собой или простёгиваются, образуя плоскость. Далее лицевая часть может быть приклеена к каркасу или ею обтянута (закрепляется подклад верховым или потайным швом).

Изготовление тыльной части
Тыльная часть изготавливается из двух одинаковых деталей по форме 2. Лицевая часть – из «парадной» ткани, подклад – из простой. Детали сшиваются между собой, низ остается открытым.

Сборка кокошника
Тыльная часть и надлобник сшиваются верховым или потайным швом от центра к «рогам». Формируются складки (1 см) до внутренней части оголовья. От количества складок зависит размер и посадка головного убора. Оставшийся незакрытым низ тыльной части прошивается потайным швом. При необходимости пришивается вздержка.

Мастера
  1. Боталова Надежда Ивановна, Народный мастер Пермского края (Юсьвинский МО)
  2. Герлиц Любовь Ивановна, Народный мастер Пермского края (Пермский МО)
  3. Дерябина Татьяна Михайловна (Кудымкарский МО)
  4. Здорнов Павел Владимирович (Кудымкарский МО)
  5. Кольчурина Тамара Семёновна, Народный мастер России (Республика Коми, г. Сыктывкар)
  6. Мартева Светлана Валерьевна, Народный мастер Пермского края (Кудымкарский МО)
  7. Мехоношина Вера Игоревна, Народный мастер Пермского края (Кудымкарский МО)
  8. Мехоношина Ольга Васильевна (Кудымкарский МО)
  9. Надымова Татьяна Николаевна, Народный мастер Пермского края (Кудымкарский МО)
  10. Тиунова Марина Александровна (Гайнский МО)
  11. Хорошева Анастасия Михайловна (Кудымкарский МО)
Made on
Tilda