Рогатый кокошник характерен для чердынских русских, язьвинских, верх-лупьинских (мест. кокошник), кочёвско-косинских (мест. сюра кокошник) коми-пермячек, юрлинских русских (мест. рогатка, рогулька). Головной убор изготавливался по заказу у мастериц. У лупьинских, язьвинских коми-пермяков, чердынских русских кокошник выступал подарком жениха или его матери невесте, будущей жене, впервые женщина надевала его во время свадебного обряда и не снимала до старости. У кочёвских коми-пермяков (с. Большая Коча) кокошник замужняя женщина начинала носить только после рождения ребёнка, показателем статуса молодухи был плат (полотенцеобразный головной убор из белого льняного холста с вышивкой и бахромой). На выход кокошники носили с головными платами, изготовленными в технике браного ткачества (юрлинские русские), или покупными платками и шалями.
Пермский рогатый кокошник типологически может быть отнесён к русским однорогим кокошникам владимирско-ярославского типа. Этнографы считают, что головной убор был заимствован коми-пермяцким населением у русских Пермской губернии. Вероятно, свою форму он приобрел в процессе локализации и преобразования однорогого праздничного кокошника владимирского типа в будничный женский головной убор русских Прикамья. Наиболее ранние образцы кокошника переходной к рогатому формы декорированы золотым шитьем, позументом. При усвоении коми-пермяками и русскими Северного Прикамья изменились как способы и материалы декора, так и форма надлобной части - стала более уплощенной. При этом сохранились конструктивные особенности и некоторые элементы декора. К середине XIX века рогатый кокошник приобрел свою характерную форму, а также приёмы декорирования.
Рогатый кокошник представляет собой односоставный головной убор на твёрдой основе – с твёрдой надлобной частью серповидной формы и мягкой тыльной частью.Кокошник состоит из двух основных частей: декорированного надлобника на каркасе и мягкой тыльной части.
Каркас надлобника изготавливается из нескольких слоёв бересты, которые проклеиваются между собой или простёгиваются.
Лицевая часть надлобника изготавливается из однотонной ткани красного цвета (ситец, х/б, лён, шёлк), по которой выполняется вышивка золотой нитью, перламутром (бисером белого и чёрного цвета, стеклярусом, пуговицами белого цвета).
Тыльная часть состоит из двух одинаковых деталей. Для лицевой стороны используется узорная ткань (парча, «барановский» ситец), для подкладки – неотбеленный лён, пестрядь, набойная ткань, бывшая в употреблении ткань).
В локальных вариантах кокошники дополняются налобником или принизкой, пришитыми ко второму, дополнительному, каркасу. Налобники, характерные для юрлинских русских и части кочёвских коми-пермяков, изготавливаются из узорной ткани и бархата. Принизка, которой дополнялись кокошники коми-язьвинских молодух, выполняется из однотонной ткани красного цвета, сшитой в ленту, к которой пришиваются зёрна перламутра и низки бисера чёрного (тёмно-зелёного, тёмно-синего) цвета.
Современные мастера при изготовлении каркаса чаще всего используют пластик, также применяется проклейка клейстером слоёв ткани (если лицевая часть надлобной части вышивается на раме) или картон. В декоре применяются пластиковые и стеклянные бусины, тесьма, пайетки, стразы и другие современные материалы. Следует отметить большое разнообразие тканей, а также изменения в рисунке декора. При этом форма кокошника сохраняется.
Этапы создания и основные технологические приёмы
Выкройка
Кокошник состоит из двух основных деталей – надлобника на плоском каркасе и задника. Каркас, лицевая часть и подклад изготавливаются по форме 1. Высота центра надлобника (а) не превышает 4 см., ширина «рогов» (б)- не менее 6 см., оголовье (в) измеряется индивидуально. Задник выкраивается по форме 2, верх совпадает с каркасом, высота низа – не менее 25 см.
Изготовление надлобника
Основой лицевой части служит однотонная ткань красного цвета. Лицевая часть может быть изготовлена двумя способами – на раме и без. Если при помощи рамы, то отрез красной ткани, выкроенной по контуру каркаса с припуском на 3 см, наметывается основу рамы. Далее выполняется вышивка. Если без рамы, то фоновая красная ткань наметывается на накрахмаленную плотную ткань.
Декорирование в обоих случаях начинается с закрепления обязательного элемента - окантовки из бумаги - на ткань, далее на края окантовки пришивается вприкреп шнур из золотной нити или бисера. По окантовке пришиваются зерна перламутра (бисер в виде зигзага, прямой вертикальной линии или пуговицы), в зависимости от общего рисунка.
Образовавшиеся поля заполняются ритмическим рисунком из треугольников, ромбов или квадратов, сформированных золотной нитью или бисером. В центре крупных элементов пришиваются зёрна перламутра. Поля могут не заполняться.
Если лицевая часть изготавливается на раме, то каркасом служит проклеенная клейстером вместе с лицевой частью ткань (до 5 мм.) Каркас из бересты изготавливается по форме 1, два-три слоя бересты (вместе до 5 мм.) проклеиваются между собой или простёгиваются, образуя плоскость. Далее лицевая часть может быть приклеена к каркасу или ею обтянута (закрепляется подклад верховым или потайным швом).
Изготовление тыльной части
Тыльная часть изготавливается из двух одинаковых деталей по форме 2. Лицевая часть – из «парадной» ткани, подклад – из простой. Детали сшиваются между собой, низ остается открытым.
Сборка кокошника
Тыльная часть и надлобник сшиваются верховым или потайным швом от центра к «рогам». Формируются складки (1 см) до внутренней части оголовья. От количества складок зависит размер и посадка головного убора. Оставшийся незакрытым низ тыльной части прошивается потайным швом. При необходимости пришивается вздержка.