Объекта нематериального культурного наследия Коми-Пермяцкого округа Пермского края

Коми-пермяцкая пляска
«Тупи-тап»
Паспорт объекта и справочная информация
Наименование объекта
Коми-пермяцкая пляска "Тупи-тап"
Категория ОНКН
Обрядовые комплексы и праздники \ традиционная народная пляска «Тупи-тап»
Краткое описание
Образцы подлинной, традиционной хореографии коми-пермяков сохранились фрагментарно в воспоминаниях старожилов, небольших сюжетах документальной хроники из жизни Коми-Пермяцкого округа в 1950-е годы.

Впервые видеофиксация пляски происходила в г. Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1957 году. Выступление Белоевского народного хора в постановке номера Александры Константиновны Бархатовой «Девичья коми-пермяцкая пляска». В 1996 г. вышел документальный фильм «Тупи-тап» режиссёра Александра Балуева, уроженца Кочёвского района. 

Пляску могут начинать один или несколько человек, постепенно образуя круг. В кругу могут поворачиваться лицом друг к другу, делать многочисленные повороты на одном месте и в движении на простых переступаниях ног.

Основные элементы движения ног при пляске:
1. Тройной шаг с акцентом на одну ногу. Удар всей стопой с одновременным небольшим приседанием на обе ноги. Шаги всей стопой вперёд чуть приподнимаясь вверх, но сохраняя приседание. Всё это повторяется 3 раза. Тяжесть корпуса на одной ноге. «Приступка» - притоп на месте.
2. Скользящий ход. Шаги правой и затем левой ногой почти не отрываясь от пола, короткими скользящими движениями, сохраняя небольшое приседание. Это движение исполняется с продвижением вперёд, зигзагом и в повороте вокруг себя. Корпус движется плавно и согласовано движению ног. Шаркающий ход при шаге одной ногой, другая нога шаркает по полу всей стопой или каблуком.
3. «Приглашение» - это притопы ногами в пол с резким наклоном корпуса вперёд и отбрасыванием ног от колена назад со свободной стопой.

Все эти движения выполняются почти не отрывая ног от пола и на постоянном приседании. Нет деления на мужские и женские движения. Каждый исполняет свою индивидуальную ритмическую партию, а в целом получается полиритмическое звучание. В описании партий женской и мужской употребляется образная характеристика исполнения. Женская партия – это «как уточка», мягкие рессорные движения, покачиваясь вверх-вниз. Мужская партия – это повадки глухаря или тетерева, жёсткая, прыгающая манера движений в подниманием согнутых в локте рук. Кисти рук открыты, только пальцы чуть-чуть присогнуты.
Этническая принадлежность
Коми-пермяки
Конфессиональная принадлежность
Православные
Язык
русский, коми-пермяцкий
География, место бытования
Российская Федерация, Пермский край, Кочёвский район, с. Большая Коча
История выявления и фиксации объекта
Праздники коми-пермяков можно рассматривать единым комплексом, где одновременно происходит песенное и плясовое исполнение. Круговое плясовое ритмичное исполнение пляски у коми-пермяков зафиксировано Николаем Роговым в середине XIX века. Фольклорные экспедиции начала 2000 –х годов в северные районы округа (Кочёвский район) собрали информацию об этой коми-пермяцкой пляске. Выявили версию этимологии слова, которое произошло, скорее всего, от русского слова «перетоп», а затем трансформировалось в коми-пермяцкое «Тупи-тап». Исполнение пляски приурочено было к христианским и семейным праздникам, деревенским гуляниям
Библиография
Рогов Н. А. Материалы для описания быта коми-пермяков. М. 1860.
Рогов Н. А. Иньвенская дача и хозяйственный быт населяющих ее пермяков. М. 1855.
Коми-Пермяцкие танцы. Этнографический ракурс на коми-пермяцком и русском языках. Кудымкар, 2011.
Фильмография
Made on
Tilda