ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО НАРОДа
Коми-пермяцкая деревянная игрушка
Паспорт объекта и справочная информация
Наименование объекта
Коми-пермяцкая деревянная игрушка
Краткое описание
Скульптурное изображение человека в Приуралье восходит к глубокой древности. Находимые в археологических памятниках деревянные (да и вообще всякие) изображения человека обычно считаются идолами — изображениями «языческих» божков. Этнографические данные нам подсказывают, что с давних времен бытовала необходимость изображения подобного себе образа не только в религиозных целях, но и в целях хозяйственных и эстетических. Как охотник делал чучело птицы для приманки дичи, так и земледелец ставил себе подобное существо в поле, чтобы отгонять птиц от посевов. Возможны были также «чучела» и в борьбе против врагов. Далее, человек-кукла — наиболее излюбленная игрушка для детей, должно быть, возникла в незапамятные времена. У коми народа была широко распространена традиция изготовления из ткани, дерева, кости, соломы и бумаги антропоморфных детских игрушек – акань, фигурок девочек, мальчиков, женщин и мужчин. По мнению учёных В.И. Лыткина и Е.С. Гуляева, первоначальное значение слова акань – «маленькая игрушечная сестренка, женщина».
ОНКН Категория
Знания и навыки, связанные с традиционным ремеслом
Этническая принадлежность
Коми-пермяки
Конфессиональная принадлежность
Православие, язычество
Язык
Коми-пермяцкий, русский
География, место бытования
Коми-Пермяцкий округ Пермского края
История выявления и фиксации объекта
У коми-пермяцкого народа сложились свои традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Осенью 1919 года с целью подготовки художественных мастеров, научного исследования местного края с археологической, этнографической и художественной сторон в Кудымкаре П. И. Субботиным-Пермяком были организованы государственные художественно-производственные мастерские с 5-годичным курсом обучения со специальными мастерскими среди которых была и столярная мастерская. В них ткали пестрядь (цветную ткань пестрой окраски), кушаки и ковры, занимались резьбой по дереву, художественным шитьем, плетением из бересты и лыка, выделывали из рога гребни, расчески, пуговицы, изготовляли глиняную посуду, игрушки. Необходимые для изделий рисунки составлялись из коми-пермяцких орнаментов.
В 1923 г. мастерские закрылись. Е.И. Субботиной – женой художника, в музей были переданы 165 образцов изделий учащихся: предметы из рога и глины, деревянные игрушки, берестяные шкатулки, пояса, косынки с вышивкой, тканые половики и многое другое.

В фондах Коми-Пермяцкого краеведческого музея коллекция декоративно-прикладного искусства насчитывает около 3000 предметов. Она отображает развитие местных промыслов. Сегодня эти уникальные экспонаты представлены в экспозициях: «П.И. Субботин-Пермяк. Страницы жизни» в мемориальном доме- музее П. И. Субботина-Пермяка в г. Кудымкаре.


Библиография
Дискография
Фильмография
Made on
Tilda