объект нематериального наследия коми-пермяцкого народа
Коми-пермяцкая набойка
Восстановление технологии кубовой набойки по ткани
Надежда Мальцева
Тайны коми-пермяцкой набойки
НАБОЙКА

Вид декоративно-прикладного искусства; печатание вручную на ткани цветного узора при помощи рельефных форм (деревянных досок, медных пластин); ткань с таким узором.

Большой энциклопедический словарь. 2012


Загадочные нити истории человечества до сих пор не оставляют равнодушным к своим тайнам всех, кто когда-либо соприкасался к старинным вещам и предметам, кто пытался проникнуть в этот интереснейший мир материальной культуры разных народов. Национальная одежда в этом плане является одним из носителей мировосприятия народа, отражением его характера, жизненного уклада и быта.

В сохранившихся до сегодняшнего дня домотканых национальных костюмах коми-пермяков особо выделяются традиционный орнамент и, конечно же, незатейливые, на первый взгляд, узоры набоечных рисунков.

Увлекшись идеей научиться наносить обыкновенную набойку, я и не подозревала, что этот процесс окажется настолько сложным и интересным одновременно. Это забытое сегодня ремесло является настоящим артефактом, позволяющим познать историю и культуру народа.

Так что же это такое – набойка? Откуда она к нам пришла и какой след оставила в декоративно-прикладном искусстве коми-пермяков?

Набойка была одним из способов украшения ткани при изготовлении народного костюма. С помощью набоечных досок узор просто «вбивался» в ткань. По доске ударяли специальным деревянным молотком, чтобы краска лучше проникла.

Набоечные дощечки изготовляли из твердых пород деревьев, березы или клёна, и назвали манерами. Они имели квадратную или прямоугольную форму. На внутренней стороне доски вырезались рельефные фигуры птицы или животного, растение, дерево или более простые кружочки, точки, ромбики, звездочки. Для получения более сложного орнамента или рисунка мастера чередовали несколько рисунков, а следовательно, и несколько манер.

Ткань, украшенная набойкой, служила для пошива крестьянской одежды: сарафанов, рубах, штанов, платков. Немного реже набойкой украшали скатерти, салфетки, полотенца и другие хозяйственные принадлежности.

Торговые отношения с Древним Востоком приблизили освоение новой технологии крашения ткани. И в 16-17 веках через территорию Сибири и Урала в средневековую Русь проникает удивительная по свойствам и цвету краска индиго, а вместе с ней и техника кубового крашения изделий.
Нанесение набойки при кубовом крашении
Своими корнями удивительное кубовое крашение индиго уходит вглубь истории человечества... Этот способ крашения зародился в Индии, был широко распространен в древнем Египте в IV-VI веках нашей эры. На Руси она появилась еще в Х веке, очевидно, благодаря купцам, торговавшим с восточными странами. Ранняя набойка была не орнаментальной, чаще изображались святые или религиозные символы.

Наиболее широкое распространение она получила в России только в конце 17 века.

Одни считают, что свое название кубовая набойка получила от куба – обыкновенного чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набоечным узором. Другие же исследователи считают, что куб - согласно древнеиндийской мифологии, есть невидимый духовный мир, который может проявляться, принимать определенный цвет и стать видимым – именно так проявляется краска индиго: в момент, когда ткань, смоченную в кубе-чане, вытаскиваешь на воздух, она начинает приобретать синий цвет, благодаря воздействию кислорода на краску индиго…

В любом случае, процесс кубового крашения и набойки – сложный, увлекательный и загадочный, как и само его название.

Технология кубовой набойки
При кубовой набойке на дощечку-манеру наносят не краску, а специальный состав – «вапу» (или резерв). Резервом служат воск или состав на основе клея или глины с медным купоросом. Этот состав «печатают»-набивают в холст так же, как и верховую набойку. При необходимости ударяют молотком, а затем сушат. Но секрет в том, что впоследствии «вапа» будет видна на готовом холсте не цветным узором, а в виде неокрашенного белоснежного рисунка.

После застывания резерва, как только высохнет «вапа», подготовленную ткань навивают на «баран» - специальное приспособление для погружения ткани в «куб». Для равномерного окрашивания очень важно правильно распределить ткань и только после этого опустить в специальную емкость с красителем - «куб». «Куб» имеет сложный химический состав: кроме краски индиго в него добавляют железный купорос, негашёную известь и воду. Ткань погружают в «куб» на 20-30 минут, после чего поднимают на воздух. Кажется, крашение не дает нужного эффекта: пропитанная краской ткань не сразу получается яркой и насыщенной. Но как только краска вступает во взаимодействии с кислородом, ткань начинает меняться на глазах и приобретать все более глубокий синий цвет. Удивительное перевоплощение: из бледно-голубого, почти невидимого, превращается в видимый - насыщенно васильковый, а при повторном погружении и в глубокий темно-синий цвет.

После получения нужного оттенка приступали к «откваске» - проявлению набитого узора - резерва. Для этого ткань полоскали в кислом растворе – обычно это был слабый раствор соляной кислоты, после чего на ярко-синем фоне оживали белоснежные узоры набойки.


Особенности коми-пермяцкой набойки
В жизнь и быт пермских народов, к которым относятся и коми-пермяки, кубовая набойка и крашение, по мнению ученых и исследователей коми-пермяцкого народа Н.Рогова, Л.Грибовой, Г.Климовой, проникли из Центральной России в ХVIII-ХIХ в.в.

Красили и набивали коми-пермяки, в основном, женские сарафаны (дубасы).

Согласно последним исследованиям ученой Н.Мальцевой (к.п.н.), холст окрашивали в синий, иногда в тёмно-зелёный, коричневый, жёлтый и, крайне редко, в красный цвет, сушили и гладили его. После этого холст был готов к нанесению на него рисунка. Набойные доски коми-пермяков (личкан пöв), покрывали масляными красками белого или жёлтого цвета. Иногда рисунок был трёх- и четырёхцветный. При набойке одним цветом использовали одну доску, для разноцветного узора применяли несколько досок: чем больше досок использовал мастер, тем сложнее и красочнее получался узор, и тем дороже стоила набивная ткань.

Набивные доски изготавливались самими мастерами синильного промысла, иногда кому-либо заказывались. У коми-пермяков материалом для досок служили берёза, липа, ель. Доски по форме были чаще квадратными (15см Х 15 см, 20см Х 20 см), реже – прямоугольными (15 см Х 20 см). В фондах Коми-Пермяцкого краевого краеведческого музея им П.И. Субботина-Пермяка, Архангельского краеведческого музея, Больше-Кочинском этнографическом музее имеются набивные доски круглой, треугольной, сегментообразной и валикообразной формы (см. Фото № 4 – 6.). Толщина досок различна, от 4 до 9 см. Каждая доска состояла из двух или трёх склеенных слоёв – один слой склеивался волокнами дерева перпендикулярно другому слою. На главной доске вырезался или набивался трафарет (штамп) с вырезанными или вбитыми в доску деревянными шпильками, втулками, иногда металлическими гвоздями и пластинками, которые располагались в форме рисунка. Для удобства нанесения рисунка на ткань с обратной стороны доски прикреплялся кожаный ремешок или по бокам досок делались углубления-выемки для руки (см. Фото № 7). У лучших мастеров-красильщиков насчитывалось до 500 и даже 800 набоек с разными рисунками.

Для коми-пермяцкой набойки характерен традиционный геометрический орнамент несложной композиции. Весьма распространён и растительный орнамент, составленный из цветков-розеток, мелких цветочков и листочков на ветках, стебельков с бутонами. Встречается мотив птицы (голубя, петуха и др.)

Л. С. Грибова отмечает, что стиль орнаментации и само искусство набойки к коми-пермякам пришло от русских. Однако исследователь подчёркивает, что коми-пермяками данное ремесло не только было перенято, но и освоено с внесением национальных мотивов в орнаментирование тканей, подбором характерных для национального восприятия цветовой гаммы: «каждый мастер вкладывал в своё дело индивидуальный вкус с учётом местной художественной традиции». Облегчили освоение техники набойки существовавшие у коми-пермяков с давних пор ремёсла: резьба по дереву, производство естественных красок, изготовление и тиснение берестяной бытовой утвари, орнаментирование предметов гончарного производства.

В качестве красителей коми-пермяки издавна научились использовать природные материалы: листья деревьев, их кору и почки, ягоды, местные глины (белую - чочком сёй, красную - гöрд сёй, жёлтую - веж сёй).

Чаще в качестве красителя для получения коричневого цвета использовалась ивовая кора, для получения синего цвета – черника,

Центрами набойки на территории Коми-Пермяцкого округа были сёла Коса, Юсьва, Ошиб, Архангельское. Занимались набойкой в сёлах Белоево, Больщая Коча, Верх-Иньва, Кочёво, Кудымкар, Кува, Майкор, деревнях Отопково, Пыстогово, Сеполь Кочёвского района. Из названных деревень образцы набойки были собраны в 1922 г. и хранятся в Коми-Пермяцком краеведческом музее. В результате экспедиций Н.Мальцевой выявлена ещё одна деревня, где красили холсты: по сообщению информанта Е.В. Климовой, занимались синильно-набивным промыслом в деревне Николаево (Микув) Архангельского сельского совета.

У синильщиков существовала своя символика. Каждый мастер отпечатывал на куске ткани свой знак (пас). Перед мастерской ставился шест, закрашенный сверху донизу горизонтальными черно-белыми полосами, на верху которого прикреплялся своеобразный флюгер – рамочка с холстом и пихтовой веточкой.

Мастера набойки-синильщики собирали у заказчиков ткани, отмечая, «соответствующими «рубежами» (деревянные планки с определёнными знаками коми – пас), чтобы не перепутать заказчиков и номера, выбранных ими образцов рисунков набойки» [1] . Иногда заказчики сами приходили к синильщику и выбирали узоры из предложенных мастером образцов.

Исследователь коми-пермяцкого народа Л. С. Грибова на основе своих полевых материалов подробно даёт существовавшую технологию приготовления красителей для крашения холста, которое, как мы понимаем, является кубовым крашением ткани:

«Основной краской служит белая глина - каолин, из которой варили вап – белую краску. ( Вап – местное название смеси каолина, квасцов и красящих веществ. Вап бывает кроющий, защищающий ткань от краски, и травящий, вытравляет из крашеной индиго ткани белый узор.)… глину смешивали в разных пропорциях с окисью хрома (хромпик, сатуру), гуммиарабиком – камедь, купоросами – синим и зелёным, суриком для получения разных цветов.

Основную белую краску – вап, ведра 3 – 4, варили один раз на весь год, тайно от посторонних лиц, чтобы никто не увидел, не помешал, не испортил и даже «не сглазил», а скорее всего, чтоб никто не выкрал технологической тайны. При варке использовались льняное масло, яичный желток.

К вапу добавляют хромпик – краска приобретает жёлтый цвет. Яичный желток придавал тёплый оттенок, синий купорос давал голубой цвет, зелёный купорос – зелёный и т. д.

Кусок белого холста первоначально опускался в чан с горячим раствором гуммиарабика, т. е. «клеяли» его. На специальном столе для набойки, обитом плотным сукном или войлоком, на подсушенную ткань набивали узор. Мастер с помощью выбранного деревянного трафарета наносил узор. Квадратный трафарет заполнял ширину ткани за три раза, и так постепенно оттиск за оттиском одноцветным узором заполнялось всё полотнище. Затем его сушили. Полотно опускали в конусообразные чаны – кубы с раствором синей краски индиго, где и выдерживали его от одного до трёх суток – в зависимости от концентрации и свежести красителя. Эта процедура повторялась неоднократно, чтобы получить доброкачественную окраску. Вытащенные из кубов холсты сушили на пару, т. е. постепенно. Затем ставили «вытравку», т.е. набивали, если нужно, дополнительные цвета: зелёный, голубой или красный. Каждый цвет набивался особой доской, при этом важно не наложить узор на узор, т.е. не забить белый узор голубым и т. д. После каждой вытравки ткань снова красилась в кубе и снова сушилась на пару.

Наконец, ткань полоскали в воде с раствором синильной кислоты, а затем, многократно, – на речке, в проточной воде. Сушили ткань на солнце, тогда ярче проявлялась набойка.

После сушки ткань натирали воском и лощили специальным лощилом. Это – стеклянный или железный шар величиной с кулак. Шар вставлен в толстую палку, к которой прикреплена поперечная деревянная планка – рукоять. Держась обеими руками за рукоять, и сильно надавливая на неё, мастер до блеска натирал воск. Только после перечисленных процедур набойка считалась готовой» [2] .

Позднее, когда набивной промысел почти исчез, по-видимому, у коми-пермяков возникли и упрощённые технологии крашения льняной ткани. Наш информант уроженка села Доег Юсьвинского района Казанцева Евдокия Павловна 1944 года рождения вспоминает: «Помню, когда мне было семь лет, как бабушка красила льняное полотно. Дровами затапливала печь, вода в котле доводилась до кипения, засыпали анилиновые краски в виде порошка из пакетиков, и опускали льняное полотно. Помешивали веретеном и, если окраска была бледной, то порошок ещё добавляли. Для укрепления краски в красильный раствор добавляли соль, затем окрашенное в тёмно-синий цвет полотно развешивали и сушили на солнце. На высохшее полотно наносили рисунки» [3] . У информанта сохранился чугунный котёл (чан) для крашения ткани, который в настоящее время используется как вазон для цветов (см. Фото № 8).

Людей, занимавшихся синильно-набивным промыслом, называли синильщиками. Данное название мастеров фигурирует в опубликованных работах. Помнят название синильщик и старожилы. Климова Екатерина Васильевна, уроженка деревни Николаево (Микув) Архангельского сельского совета Юсьвинского района вспомнила, что в деревне, где она родилась, был такой мастер: «Чочком дöрасö краситны специальнöй морт вöи – шуисö синельщикöн. Челядь коста Николаевас синельщикыс вöи, ог помнит, кыдз шуисö, краситiс, печатайтiс. Специальнöй вöи сыöн и помешеннё. Ме эг пыраввы – разрушитiсö. (Для крашения белого холста был специальный человек – его называли синельщик. В период моего детства в Николаево тоже был синельщик – не помню, как звали, - красил, печатал. У него было и специальное помещение. Я туда не заходила – разрушили.)» [4] .

Другой информант Сысолетина Елизавета Емельяновна, уроженка деревни Карасово Архангельского сельского совета вышеназванного района также подтверждает: «Дубассэзвас вöисö шинэльшиккез, печатайтнытö. Миян вöи родня, братан сайын тенак, шинэльшиквöн ныв. Архангельскас вöи специальнöй мастерскöй. (Для печатания дубасов были шинельщики (информант вместо слова 'синельщик' произносит 'шинэльшик' – Н.М.). У нас была родня, за двоюродным братом сноха, дочь шинельщика. В Архангельском была специальная мастерская.)» [5] .

Работа по изготовлению одежды была весьма сложной и трудоёмкой, требовала особых умений, терпения, эстетического вкуса и пространственного мышления. Ткачихе, а затем портнихе надо было точно рассчитать, где и как расположить узор, чтоб не испортить ткань, чтоб осталось как можно меньше кусочков неиспользованной ткани. Изготовлению поясов ( их ткачеству и плетению), например, как мы отмечали выше, учили девочек с самого раннего детства.

Трудоёмкость и сложность в создании национального костюма привели к экономному расходованию холста, а именно: использовался каждый самый маленький кусочек ткани, ластовицы рубахи, вставки под мышками (конлöс/ конвöс), например, имели ромбическую или прямоугольную форму. По мнению информанта В. Е. Мартыновой, швея, портниха знала цену холсту: «Медбы вурсисьыслöн нем эз кольччы да эз чапкиссьы, сiя тöдiс дöраыслiсь донсö: кöр вурис йöрнöс да мыйкö мöдiкö, шöралiс сiдз, чтоб торрез паськöмыслöн вöлiсö прямоугольнöйöсь (Портниха знала цену холсту: чтоб ничего не оставалось во время шитья рубах или других вещей, она раскраивала так, чтоб детали одежды имели прямоугольную форму.)» [6] . (По-видимому, предпочтение деталей одежды прямоугольной формы обуславливалось формой тканого полотна.) В крайнем случае, остатки ткани использовались на обшивку краёв фартука, шитьё лямок (пройми) сарафана (дубас), подкладки корсажа и т. п.

Следует отметить и своеобразный способ хранения одежды, распространённый у коми-пермяков, по нашим данным, повсеместно.

Так, например, чтоб холщёвые сарафаны не мялись и не портились молью, каждая вещь свёртывалась в тугой жгут, концы которого сгибали крест-на-крест, завязывали шнурками и клали в короб или в деревянный сундук, в который подкладывали отпугивающие моль высушенные растения: табак, мяту, тимьян и другие растения [7] .

Время от времени вещи обязательно проветривались. Стирали праздничную одежду редко, только в крайних случаях.

Трудоёмкостью и сложностью в создании одежды, по-видимому, обусловлено бережливое отношение к ней. Возможно, этим был вызван к жизни и коми-пермяцкий обычай передачи праздничного костюма по наследству от матери к дочери, что способствовало сохранению лучших образцов ХΙХ в. вплоть до ХХΙ века.

По сообщению информанта 1933 года рождения Утробиной (в девичестве Гагариной) Антонины Ивановны, жительницы села Юксеево Кочёвского района, мастерицы-золотые руки, дубас, который ей достался в наследство, носила ещё её бабушка Гагарина Анна Спиридоновна [8] .

(В молодости А. И. Утробина пряла, вязала, ткала, вышивала. Несмотря на преклонный возраст, она занимается вышивкой до сих пор.)

Вышеупомянутый дубас А. И. Утробина передала своей внучке Юркиной Марии Владимировне, художественному руководителю Юксеевского Дома Культуры. Сегодня данная вещь используется в качестве театрального костюма (см. Фото № 9).

В современных условиях, на наш взгляд, нет смысла восстанавливать весьма сложный технологический процесс исчезнувшего у коми-пермяков синильно-набивного промысла.

Однако время от времени организуемые Коми-Пермяцким краевым краеведческим музеем мастер-классы по набойке и по орнаментированию ткани, а также организуемые Коми-Пермяцким этнокультурным центром курсы по кубовой набойке – искусству украшения ткани при помощи резных деревянных форм нужны и важны. (Заметим, о процессе крашения ткани, а именно, о кубовой набойке в современных условиях имеется литература, которую можно найти в Интернете [9] .)

Такие мероприятия образуют у населения Коми-Пермяцкого округа знания о национальной культуре коми-пермяков, способствуют сохранению памяти об утраченном ремесле и вырабатывают позитивное отношение к коми-пермяцкой национальной культуре, вызывают у коми-пермяков чувство гордости за предков, прививают молодёжи художественный вкус, формируют национальное самосознание.

На наш взгляд, популяризации знаний о коми-пермяцкой национальной культуре, выработке позитивного отношения к ней будет способствовать и буклет с цветными фотографиями о забытых промыслах коми-пермяцкой набойки и орнаментировании ткани. Он явится ещё одним фактором, формирующим национальное самосознание коми-пермяков.

Думается, могло бы способствовать более чёткому самоосознанию коми-пермяков и стереотипное переиздание монографии Л. С. Грибовой «Декоративно-прикладное искусство народов коми», изданной в Москве в 1980 году, редко встречающейся в округе. Книга является научным изданием, но легко читается и воспринимается. Она могла бы стать настольной для мастеров декоративно-прикладного искусства и всех тех, кто интересуется и занимается вязанием, вышивкой, ткачеством, художественной обработкой дерева, бересты, изделиями из глины. Книга востребована не только в Коми-Пермяцком округе, но, по информации, размещённой в Интернете, и в других территориях Российской Федерации.

Такова история этого удивительного ремесла – крашения ткани и нанесения набойки. И если уважаемого читателя заинтересовала эта тема, то он всегда может получить консультацию, знания и опыт, обратившись в Коми-пермяцкий этнокультурный центр, который находится в г. Кудымкаре Пермского края. Здесь в 2015 началась работа по восстановлению технологии нанесения набойки и крашения ткани, а вновь созданный Центр народных ремесел поможет реализовать самые смелые планы самых увлеченных этим искусством людей и мастеров.

[1] Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. – М.: Наука, 1980. – С.110.
[2] Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. – М.: Наука, 1980. – С.112.
[3] Полевой материал М. Н.
[4] Полевой материал Н. М.
[5] Полевой материал Н. М.
[6] Полевой материал Н. М.
[7] Полевой материал Н. М.
[8] Полевой материал Н. М.
[9] Оленикова Е. А. Каргопольская кубовая набойка в ХΙХ – начале ХХ вв. // Научное сообщество студентов ХХΙ столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам ХХХΙ студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: изд-во «СибАК», 2015, № 4 (31). Эл. ресурс. Режим доступа: URL: http //www.sibak.info/archive/guman/4(31).pdf.
«Живая набойка»
Документальный фильм
«Тайны коми-пермяцкой набойки» (скачать PDF)

«Тайны коми-пермяцкой набойки». Н. А. Мальцева. Коми-Пермяцкий этнокультурный центр. 2015
Made on
Tilda