ОБЪЕКТ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО НАРОДА
Обряд «Турун вежан лун»
(День смены травы)
Паспорт объекта и справочная информация
Наименование объекта
Обряд «Турун вежан лун» (День смены травы)
Краткое описание
Большая Коча – знаменитое село в Кочёвском районе. Его называют языческим центром коми-пермяков. Село знаменито проведением обряда «Быкобой» – обряда, во время которого на берегу реки закалывает быка. Также с 1995 года в селе возрождается обряд День смены травы ̶ Турун вежан лун.

Праздник смены травы – это праздник перехода из лета в осень. Он отмечался 2 августа, в Ильин день, про который народ говорил: «На Ильин день до обеда стоит лето, после обеда – осень».

Суть обрядов этого дня – очищение от хвори, бед, неудач, которые вместе со стеблями трав должна унести река в прошлое, и закладка плодородия на будущее.
ОНКН категория
Календарные обряды
Этническая принадлежность
Коми-пермяки
Конфессиональная принадлежность
Православие
Язык
коми-пермяцкий, русский
География, место бытования
Пермский край, Кочёвский район, д. Большая Коча
Библиография
  1. В.В. Климов, Г.Н. Чагин. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Издание 2-е, дополненное. – Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2018. – с. 211-216.
  2. И.А. Подюков. О некоторых особенностях коми-пермяцкой хрононимики. https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-osobennostyah-komi-permyatskoy-hrononimiki/viewer (дата посещения 7.11.22).
Дискография
История выявления и фиксация объекта
В селе Большая Коча Кочёвского района в 1995 году возродили старинный праздник Турун Вежан лун. Основой его воссоздания послужили рассказы двух женщин д. Борино, записанные в 1993 году А.А. Гагариным – художественным руководителем фольклорного ансамбля «Мича асыв» Большекочинского Дома культуры. В реконструкцию обрядов праздника много интересного внесла этномузыковед Н.И. Жуланова.

В последние годы жители и гости с. Большая Коча дают празднику положительную оценку. Он удачно вошёл в рамки современной календарной системы и стал необходим людям для приобщения к своей традиционной культуре. Возможно также, что на скорое возрождение обрядового праздника повлиял долго сохранявшийся у жителей с. Большая Коча обычай собирать травы увтыром – родом, семьей. На лесной опушке рвали цветы, приносили их домой, отделяли семена. Вечером цветы уносили на реку и бросали в воду. Иногда их разбрасывали в лесу.

Очевидно, у древних коми-пермяков не было точной даты приуроченности праздника Турун вежан лун. Некоторые жители с. Большая Коча предполагают, что он будто проводится в Тихонов день 16 (29) июня, другие – в Ильин день 20 июля (2 августа).

Праздник Турун вежан лун («День смены травы», конец июля) отмечает переход из лета в осень и включает очистительные обряды и закладку плодородия на будущее. Его основные ритуалы ‒ умилостивление лесных духов, слушание птиц, сбор трав, высеивание семян трав, набирание тепла у костра: Чулöтамö сійö в конце июля быд гожум. Мунам вöрас гусьöн, огö баитö. Вöр дорас локтам, сэтöн султам, куимпöл бергöтчам против солнца. Сія местаö пуктам козин. Сы бöрын пырам вöр пытшкас и кылзам кайлісь голоссэз. Колö кылны вит голос. Если кылан кукушкалісь голос, сэк кукушкаыс етша ни кöкö, то эта умöль одзын. Кыдз кайезлісь голоссö кылан, сэсся ачыт ыкöстан, голостö сетан. Сы бöрын öшöтан козин кыдзок вылö. Сы бöрын нетшкан обязательно вуджезöн куим разнöй турун… – 'Проводим этот [праздник] в конце июля каждое лето. Идем в лес бесшумно. К лесу подойдем, там остановимся, три раза повернемся против солнца. В то место положим подарок. Затем зайдем в лес и слушаем голоса птиц. Надо услышать пять голосов. Если услышишь голос кукушки, тогда кукушка редко уже кукует, то это к плохому. Как услышишь голоса птиц, затем сам крикнешь, голос подашь. Затем повесишь подарок на березку. Затем вырвешь обязательно с корнями три разных травы…' (Кочёвский район). Похожий праздник травы известен также удмуртам (Куарсур, 12 июля), хотя здесь он маркирует время первого покоса.

Обряды дня смены травы совершались в течение всего дня.

С рассветом солнца все женщины рода (увтыра) молча шли к лесу, неся с собой кусочек хлеба или пирога – козин (подарок) лешему (хозяину леса) и ленту – подарок священному дереву – березе.

На опушке женщины трижды оборачивались вокруг себя против солнца и на вытоптанном месте оставляли козин (подарок) хозяину.

Мужчины провожали женщин до леса и оставались их ждать. Мужчины не просто ждут женщин, они охраняют их, ведь лес для коми-пермяка, как и для всех древних – это обиталище духов, с которыми надо обходиться осторожно и вежливо. И, как любой обряд, это обряд цельный, где участвуют все – и женщины, и мужчины.

В лесу женщины слушали голоса птиц. Слушание, как и вглядывание, – древний способ пророчества судьбы.

Услышать определенные звуки во время гадания означало узнать, что тебя ждет в будущем. Голос кукушки, которая к концу лета уже должна молчать, так как по поверью «подавилась ячменным зерном», сулит девушке остаться в девках, а замужней женщине раннее вдовство.

Как только женщина услышала пять голосов птиц, она громко кричала. Крик является знаком того, что леший не украл у них язык. После чего женщины с заговором повязывали ленту на приглянувшуюся березку и начинали собирать травы. Травы собирали с корнями и обязательно такие, чтобы на них были семена. Вечером у реки эти семена женщины сеяли, обеспечивая на весну плодородие трав. Собрав травы, с песнями женщины выходили из леса на опушку, где их ждали мужчины.

Песни, которые исполняются во время этого обряда, обязательно должны быть протяжными.

Вечером женщины с травами, принесенными из леса, совершали обходы домов. Они ходили по улицам села с песнями и заглядывали в дома своих родственников и друзей, где хозяйки встречали их пивом – древнейшим обрядовым напитком. У коми-пермяков сохранилось название пива как солнечного напитка – сур. Каждая, кому хозяйка подносила кружку или ковш с пивом, обмакивала травы в пиво, брызгала ими пиво на хозяйку и по дому, и громко хвалила хозяйку: «Какая хорошая хозяйка! Какой у нее хороший дом! Какая умница – хозяйка!» Затем хозяйка угощала гостей. Посещение домов сопровождалось пением и плясками.

Обойдя дома, все жители села направлялись к реке. Там мужчины разводили костер и женщины с заговорами обжигали на огне корни трав, в землю у реки сеяли семена – для того, чтобы травы родились на будущий год, и пускали по воде стебли с приговором, чтобы река вместе с ними унесла невзгоды и хвори, напасти и печали.

После этого все опять собирались у костра и начинали «набирать тепло» на зиму. Эта часть обряда проходила очень весело: с шутками, поддевками, смехом и визгом. Женщины «набирали тепло», встав спиной к костру и подолами загребая жар себе под юбки и сарафаны.

А мужчины набирают тепло себе под рубахи, стоя к костру лицом.

– Теперь и зима не страшна – раз тепло набрали, ̶ говорили местные жители.

Игры у костра – большая часть обряда Дня смены травы. Набрав тепло, коми-пермяки и их гости принимались «раздувать огонь» ̶ прыгать через костёр. Прыгали по одному, по двое, трое. По три раза. Примечательно, что зачинщицами «раздувания» огня были бабушки, после которых молодёжь просто не могла стоять на месте.

Костёр во время прыгания постоянно поддерживали, чтобы огонь не затухал. Мужчины состязались в ловкости и удали. Им надо было взять горящую головешку из костра, пробежать с ней до реки и кинуть как можно выше и дальше – в реку. Чья головня пролетит выше и дальше – тот считается счастливцем.

У костра разыгрывались сцены «загребания» тепла на зиму необходимого условия жизни. Женщины вставали спиной к костру и, приподняв подолы, «пускали» жар и дым под сарафаны и юбки. Эта сцена всегда вызывала большое оживление публики. Мужчины тоже вставали к костру и поступали так же, как и женщины: поднимали подолы рубах и «пускали» под них жар огня.

Непременным развлекательным действием становились прыжки через костёр. Полагали, что прыжки парами нужны для того, чтобы благополучная семейная жизнь состоялась. Индивидуальные прыжки соотносились с судьбой одного человека: если девушка прыгнет дальше подруг, то раньше их выйдет замуж; если парень прыгнет выше и дальше, то обязательно удачно женится. Перепрыгивание через костёр соотносилось и с идеей очищения от всего плохого. Завершался праздник с хороводами, с песнями вокруг костра, играми, шутками. Бывали случаи, когда кого-нибудь бросали в реку. В действиях, приметах, поверьях, приуроченных к празднику Турун вежан лун, ̶ идея времени, в которое устраивается праздник: наивысшая точка развития природы достигается в летний период, календарно совпадающий с созреванием семян. Праздник с цветами обозначал в народном календаре границу сезонов: цветущего растительного мира и угасающего, но обязательно продолжающегося. Цветы в пиво, семена в землю, корни в огонь, тепло костра на зиму под одежду – от всего этого зависело благополучие людей, правильное движение жизни, сохранение природы. На первый взгляд, кажется, что праздник Турун вежан лун будто бы назван скромно, в нём запечатлен только идущий процесс смену травы. Но приведённые примеры убедительно подтверждают, как много человек обыграл в нём того, от чего зависело его будущее.

Обряды Турун вежан лун завершаются играми, в которых отыгрываются действия, которые крестьянам придется делать в августе – это уборка хлебов и перемалывание зерна в муку. Игры называются «Сноп кидать» и «Жернова».

Игра «Сноп кидать» известна в других местностях, например, во Владимирской, Ивановской, Суздальской областях как «Лётанье». Играется она так: все встают в пары друг за другом, крепко берясь за руки. Выбирают «сноп» ̶ человека, которого будут перебрасывать с рук на руки с начала до конца своеобразного коридора. В конце «сноп» принимает кто-то из мужчин.

Для игры в «Жернова» приглашаются восемь человек. Четверо – лучше одинакового телосложения – садятся на землю, упершись ногами в ноги друг друга. Четверо других встают между ними и берут их за руки. Затем стоящие начинают вращать за руки сидящих. Так как те упираются ногами, они оказываются приподнятыми над землей, и, если четверо вращающих улавливают единое движение, то «жернов» начинает вращаться.
В «Жернова» играли также на Святках.

Эти игры были обязательными в обрядовой части Дня смены травы, а далее разворачивалось гулянье. На нём обязательно устраивалась общая трапеза, водились хороводы, плясали и играли в различные игры.

Таково общее описание обряда Турун вежан лун в с. Большая Коча. Последующее исследование этого обряда требует более глубокого изучения его с точки зрения праздничной календарной культуры коми-пермяков в целом, используя работы этнографов, фольклористов, историков разных времён, а также дальше продолжая наблюдения за обрядом в месте его существования.
Made on
Tilda